Честный ЗНАК — это система обязательной маркировки товаров, разработанная для защиты прав потребителей. В ближайшее время почти на всех товарах будет нанесен код, который содержит информацию о продукте.
Ознакомьтесь с наиболее частыми вопросами связанными с маркировкой и ответами на них.
Процесс маркировки товаров состоит из следующих этапов:
Запуск обязательной маркировки товаров:
1 июля 2020 года
Лекарственные препараты, Табачная продукция, Обувные товары
1 октября 2020 года
Духи и туалетная вода
1 октября 2020 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки
1 ноября 2020 года
Шины и покрышки
1 января 2021 года
Некоторые товары Легкой промышленности
В эксперименте по маркировке сейчас находятся: Кресла-коляски, Велосипеды, Молочная продукция, Питьевая вода.
К 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Поэтому каждый владелец бизнеса уже сегодня должен подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней.
Чтобы сопоставить коды ТНВЭД и ОКПД-2 можно использовать переходные ключи (сопоставительные таблицы) ТН ВЭД — ОКПД-2.
Настоящие переходные ключи (сопоставительные таблицы) разработаны на основе данных агентства Евростат Комиссии Европейского союза по корреляции кодов Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) 2012 года и Статистической классификации продукции по видам экономической деятельности в Европейском союзе (КПЕС) 2008 года.
Ключи отражают возможные соответствия между кодами на уровне первых шести знаков ТН ВЭД ЕАЭС (основанной на ГС) и кодами ОКПД-2 (основанного на КПЕС) по состоянию на 1 января 2016 года.
Предлагаемые соответствия не являются исчерпывающими и предназначены для использования в качестве вспомогательного материала для облегчения работы по установлению возможных вариантов корреляции кодов классификаторов в отношении соответствующих категорий товаров. Услуги не являются объектом классификации в ТН ВЭД ЕАЭС и не включены в переходные ключи.
По мере внесения изменений в ОКПД-2 и ТН ВЭД ЕАЭС переходные ключи при необходимости подлежат актуализации.
Если в документации к товару есть только коды ОКП, то используйте переходные ключи кодов ОКП в ОКПД-2.
Участнику оборота товаров, который реализует товары, подлежащие обязательной маркировке, необходимо зарегистрироваться на сайте честныйзнак.рф в Государственной информационной системы мониторинга на сайте.
Чтобы зарегистрироваться в Государственной информационной системы мониторинга Вам понадобиться усиленная квалифицированная электронная подпись, полученная на представителя организации, действующего без доверенности.
Для работы с маркированным товаром Вам понадобится из оборудования: усиленная квалифицированная электронная подпись, принтер, 2D сканер штрихкода, контрольно-кассовая техника (в случае если вы являетесь розничным продавцом).
В первую очередь производители и импортеры, путем заказа кодов маркировки в системе Честный знак. Они наносят код на каждую упаковку своего товара. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки. Также в случае если у оптовиков или розничных магазинов есть ранее приобретенные товары без маркировки их необходимо промаркировать.
Штраф или предупреждение можно получить за нарушение правил оборота маркированного товара и за неправильное формирование кассового чека. В чеке есть дополнительный обязательный реквизит — «код товара». В этом реквизите для маркированных товаров нужно указывать код идентификации.
За несоблюдение этого требования по ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрены предупреждение или штраф от 1 500 рублей до 3 000 рублей, для юрлиц — от 5 000 рублей до 10 000 рублей.
Но порядка проверок правил оборота маркированной продукции пока нет.
В таком случае необходимо самостоятельно передавать с помощью личного кабинета в системе Честный знак. Данную процедуру необходимо выполнять один раз в 30 календарных дней.
УКЭП – это усиленный сертификат квалифицированной электронной подписи. Данная электронная подпись необходима для работы в системе Честный ЗНАК и для работы с электронными документами в системе ЭДО.
Для регистрации в системе Честный знак УКЭП должен быть зарегистрирован на руководителя организации.
Для работы в системе маркировке и ЭДО подойдут УКЭП, которым вы уже пользуетесь в вашей системе ЭДО или отчетности, кроме подписи ЕГАИС на носителе JaCarta.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или Патентная система налогообложения (ПСН).
50 копеек (без НДС). Данная цена включает в себя формирование кода и предоставление его в личном кабинете Честного знака. (получение кода в формате *.eps, *.csv или *.pdf). Плата утверждена на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2019 № 577
Минимальной партии заказа нет.
Заказ кодов маркировки осуществляется путем передачи в систему маркировки информации о планируемых к заказу кодах товара), количестве таких позиций и их серийных номерах, которые предоставляются в систему участниками оборота или генерируются автоматически. Система дополняет полученную информацию кодом криптозащиты и возвращает полный сформированный код маркировки в личный кабинет участника оборота либо в учетную систему участника оборота в формате CSV или PDF. Каждый код маркировки уникален для каждой единицы товара.
Для оплаты кодов маркировки участнику оборота товара необходимо подписать договоры с Оператором в ГИС МТ и пополнить лицевой счет в личном кабинете Честный знак.
Если код маркировки не преобразован в средство идентификации участником системы из заказа в личном кабинете, то срок хранения составит 90 дней, после чего он автоматически аннулируется. Оплата такого кода не производится.
Если участник оборота преобразовал код маркировки в средство идентификации, его срок действия не ограничен. Участник оборота вправе нанести средство идентификации на товар в любое время.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 КМ для каждого GTIN.
В течение 4 часов с момента регистрации заявки на получение кодов маркировки.
ЭДО обязательно для осуществления функций передачи в систему сведений о приемке-передаче маркированных товаров.
При осуществлении перемаркировки товара в ГИС МТ, первый КМ автоматически изменит статус на «КМ выбыл», а новый КМ будет иметь статус «КМ в обороте».
Код маркировки указывается в электронной версии чека. В бумажной печатается только значок «[M]».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1958 от 31.12.2019 г. средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. Кроме того, рекомендуемый размер этикетки составляет не менее 20×20 мм.
Для маркировки и ввода в оборот товарных остатков используется соответствующий функционал системы (в меню слева: «Документы» — «Добавить» — «Описание остатков»).
Узнать был ли произведен переход права собственности КМ можно в ГИС МТ. При поступлении подписанного УПД от Оператора ЭДО осуществляется проверка корректности полученных сведений. При успешной проверке товары, принятые получателем, будут переведены к нему на баланс, соответственно, у отправителя их не будет на балансе.
При получении маркированной продукции рекомендуем считывать коды идентификации терминалом сбора данных, 2D сканером либо иными техническими средствами на предмет их соответствия кодам, указанным в документах поставки.