С 1 июля 2020 года все лекарственные препараты подлежат обязательной маркировке.

Вы спросите: «А разве раньше лекарства не маркировались?» На самом деле не все. Ранее, в 2017 году, маркировка была введена в качестве пробного эксперимента и лишь на определенные препараты. Теперь же она стала обязательной для всех.

Кого непосредственным образом касается данная мера?

В первую очередь – производителей. Они обязуются ставить коды на каждую упаковку, а затем – перенаправлять информацию в Мониторинг Движения Лекарственных Препаратов (МДЛП). Коды не берутся «из головы», а генерируются в системе «Честный знак», которая является национальной системой маркировки. При изготовлении каждой партии лекарства изготовитель направляет запрос на коды для нее – и наносит полученные цифры на упаковки. После продажи код выводится из обращения.

Новые обязанности появились и у аптек, логистических компаний, больниц, поликлиник и иных медучреждений, например, стоматологических и косметических кабинетах, а также у дистрибьюторов лекарств – все они обязаны отчитываться о приемке лекарственных средств, об их отгрузке, продаже или выдаче пациентам.

Что необходимо для маркировки?

  • Усиленная электронная подпись. (КЭП или ЭЦП) на имя генерального директора организации.
  • Программное обеспечение, соответствующее определенным требованиям – должны быть в наличии средства криптографической защиты (СКЗИ) и драйверы токенов.
  • 2D сканер.
  • Обновление прошивки онлайн-кассы.

Если вы продаете большие партии лекарственных средств, то понадобится еще терминал для сбора данных. Разумеется, следует также обучить ваших сотрудников работе с кодами.

Особенности работы с маркировкой для различных организаций

Работа с кодами отличается в зависимости от разновидности организации.

Так, например, аптекам нужно будет подключиться к системе маркировки и обновить онлайн-кассу, чтобы получить возможность вносить код при продаже лекарственных средств. Также нужно подключиться к системе ОФД, передающей данные о чеках с кодами непосредственно в систему маркировки. Оборудованием для сканирования кодов должен быть обеспечен не только непосредственно торговый зал, но и склады – так как коды сканируются и при приемке товара.

Больницы, поликлиники и проч. обязаны будут обзавестись 2D сканерами для приема лекарственных препаратов от поставщиков и для отслеживания маркировки. Все остальное – так же, как и в аптеках: необходимо просканировать коды и передать их в МДЛП. Дополнительно потребуется специальный «регистратор выбытия» – с его помощью лекарства списываются. Данный аппарат нужен только тем учреждениям, что применяют лекарства для медицинских услуг и выдаче лекарств по рецепту. Сканирование специальным устройством производится непосредственно перед вскрытием препарата. Регистратор можно получить бесплатно в Центре развития перспективных технологий.

Что будет, если не получить коды?

Незарегистрированные организации, занимающиеся продажей или распространением лекарственных препаратов, будут оштрафованы. Точный штраф не определен.

Как выявляют нарушителей?

Для этого достаточно сопоставить две базы данных – лицензирования и регистрации в МДЛП.

Как зарегистрироваться на сайте?

  1. Для этого следует перейти по ссылке.
  2. Далее выбрать соответствующий раздел: «резидент иностранный» или «резидент РФ».
  3. Занести личные данные, нажав клавишу «сертификат УКЭП» и найдя данные вашего сертификата ЭЦП.
  4. Прочие поля (ФИО, ИНН, e-mail и др.) заполнятся автоматически. Вам необходимо будет только ввести информацию об имеющейся у вас лицензии на осуществление мед. деятельности.

В чем преимущества маркировки для обычного человека?

Данная система рассчитана на полное прекращение продажи контрафакта и предотвращение этого в дальнейшем. Приобретя тот или иной препарат, любой потребитель сможет пробить код при помощи специального мобильного приложения, и узнать все о производителе и дате выпуска препарата.